Доцент кафедры истории России института истории и права ХГУ Михаил Степанов рассказал о том, почему важно продолжать обсуждение событий и итогов Второй Мировой войны
В Хабаровске состоялся международный исторический научно-практический форум «Хабаровский процесс: историческое значение и современные вызовы». Среди его организаторов — Российское историческое общество. Доцент кафедры истории России института истории и права ХГУ Михаил Степанов выступил на форуме с докладом о пребывании японских военнопленных на территории Хакасии в 1945-1947 гг. В интервью ИА «SM.News» он рассказал о том, почему важно продолжать обсуждение событий и итогов Второй Мировой войны.
— Михаил Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, коротко, что такое «Хабаровский процесс»?
— Хабаровский процесс – это открытый суд над группой из 12 бывших военнослужащих японской Квантунской армии (в том числе Отодзо Ямада – главком Квантунской армии). Эти 12 человек обвинялись в создании и применении бактериологического оружия в нарушение Женевского протокола 1925 года в период Второй мировой войны.
Процесс проходил в Хабаровске с 25 по 30 декабря 1949 года. После суда всем обвиняемым (все они признали вину) были назначены различные сроки заключения в исправительно-трудовом лагере. К 1956 году все осужденные (кроме умершего в тюремной больнице Т. Такахаси) были репатриированы в Японию.
— Чем этот процесс отличался по статусу от знаменитого Нюрнбергского трибунала? Есть мнение, что он был его аналогом на востоке.
— Действительно, Хабаровский процесс можно рассматривать как аналог Нюрнбергского процесса. В ряде работ отечественных историков его даже называют настоящим «Восточным Нюрнбергом». Это связано с тем, что Токийский процесс (1946-1948 гг.) не решил все задачи, связанные с привлечением японских военных преступников к международной уголовной ответственности. Хабаровский же процесс компенсировал пробелы Токийского процесса – привлек к ответственности должностных лиц, причастных к разработке бактериологического оружия.
— Расскажите о преступлениях японских военных, которые рассматривались в ходе хабаровского процесса?
— На Хабаровском форуме были представлены рассекреченные архивные материалы (протоколы допросов офицеров Квантунской Армии) о преступлениях японских военных, в которых они признали свою вину. К числу таких преступлений следует отнести деятельность отрядов «100» и «733», которые занимались не только разработкой и производством бактериологического оружия, но и проводили антигуманные эксперименты над живыми людьми (в документах этих людей называли «бревнами») из числа китайцев, корейцев, монголов, уйгуров и советских граждан.
— После окончания Второй Мировой войны в Хакасию были направлены японские военнопленные. Ваш доклад был именно об этом. Сколько их было, что это были за пленные, чем они занимались в республике?
— В августе-сентябре 1945 г. на территорию Хакасской автономной области прибыло 8700 военнопленных. География прибывших была представлена следующими японскими префектурами: Айти, Акита, Ибараги, Исикава, Кагава, Кагосима, Канагава, Киото, Мияги и др.
Японские военнопленные были размещены в спецлагере №33 в Черногорске, который имел 7 лагерных отделений: №1 и №2 – город Черногорск; №3 – станция Сон (Боградский район); №4 – поселок Усть-Бюрь (Усть-Абаканский район); №5 – прииск Ивановский, прииск Карасук (Саралинский район); №6 – рудник Коммунар, село Малая Сыя (Ширинский район); №7 – село Райково (Усть-Абаканский район).
В рамках функционирования спецлагеря №33 японские военнопленные выполняли следующие виды работ: в Черногорске на угольных шахтах, в Коммунаре, Приисковом и на Ивановском прииске – в шахтах по добыче золота, в Райково – на строительстве Уйбатского оросительного канала, в Малой Сые, станции Сон и на Карасуке – на лесоразработках, а также по ремонту и очистке дорог и др.
— Казалось бы, об итогах Второй Мировой войны за семь десятков лет написано и сказано немало. Но мы продолжаем об этом говорить. Для чего?
— Историческая память о Хабаровском процессе имеет большое геополитическое значение – память о риске применения опасного биологического оружия. На Хабаровском форуме неоднократно подчеркивалось, что вокруг современной России в некоторых бывших союзных республиках функционируют лаборатории, на базе которых могут проводиться исследования по разработке того же оружия. Хабаровский форум в очередной раз актуализировал данную проблематику.
— Как итоги Второй Мировой войны выглядят с точки зрения людей, живущих сейчас?
— Хабаровский форум также стал своеобразной площадкой по обсуждению проблем развития современного исторического образования в России. Отмечающаяся все чаще девальвация исторического знания действительно требует более пристального внимания к подготовке специалистов-историков в высшей школе, квалификация которых позволит противодействовать попыткам фальсификации истории России (особенно многочисленным интернет-блогерам, которые интерпретируют исторический процесс без должного знакомства с историческими источниками).
— Как военные преступления, совершенные Японией в годы Второй мировой войны, воспринимаются учеными и политиками стран Европы?
— Военные преступления, совершенные Японией в годы Второй мировой войны рассматриваются как научные темы, требующие более детального изучения. На это обращают внимание специалисты, занимающиеся данной темой. А рассекречивание документов по этому вопросу обоснованно корректирует общую концепцию статуса Японии в годы Второй мировой войны.
— Были ли среди пострадавших от японских военных преступников проживавшие на территории СССР и Китая жители Европы, например поляки?
— Введённые в научный оборот материалы свидетельствуют, что жертвами японских военных преступников были советские граждане, причем многих из них похищали в городе Харбине. Вопрос о жителях Европы, которые могли стать такими жертвами, требует дополнительного изучения. Хотя, я этого не исключаю.
— Сейчас рассекречено множество документов тех лет. Эта информация как-то изменила понимание уже известных исторических фактов?
— Конечно. Введение в научный оборот новых документов и исторических фактов всегда дополняет, способствует более глубокому пониманию исторического процесса, в частности пониманию степени ответственности Японии в развязывании Второй мировой войны.
— Одна из площадок форума была посвящена всероссийскому проекту «Без срока давности». Что это за проект? Могут ли в нем принять участие студенты? Может ли к нему присоединиться ХГУ?
— Цель проекта «Без срока давности» – сохранение исторической памяти о трагедии мирного населения СССР – жертв военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны, установление обстоятельств вновь выявленных преступлений против мирного населения.
Действительно много студентов ВУЗов России стали волонтёрами данного проекта. Студенты Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова могли бы заняться поисковой деятельностью в Национальном архиве республики по различным аспектам, связанным с историей Великой Отечественной войны.
Изучение новых видов исторических источников (делопроизводственные материалы, воспоминания, письма, дневники, периодическая печать) позволит нам глубже осмыслить самую страшную трагедию ХХ в. Также в Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова на следующий учебный год запланировано открытие новой исторической магистерской программы «Противодействие фальсификации истории и архивное наследие».